Провести операцию степному орлу, выкормить лосёнка, поставить вакцину бобру и подготовить леопарда к жизни на воле. 31 августа российские ветеринары отмечают свой профессиональный праздник. В федеральных заповедниках тоже работают врачи диких животных. Они не вмешиваются в естественную среду обитания зверей, но заботятся о подопечных в центрах восстановления и питомниках.
В Кавказском заповеднике работает вольерный комплекс «Лаура», где можно увидеть животных Западного Кавказа. Заботится о здоровье горного зубра, переднеазиатского леопарда, лесных котов, лисиц, шакалов, туров и других обитателей комплекса ветеринарный врач Дарья Чеботарь. Доктор проводит медицинские осмотры, вакцинацию и лечит больных животных. Врач помогла восстановиться степному орлу с переломом крыла и сделала всё возможное, чтобы травмированная служебная лошадь заповедника продолжила жить и трудиться.
«Профессию выбирала абсолютно осознанно. С детского возраста родителям говорила: «Буду врачом для зверей». Вся жизнь всегда была связана с животными, и неумение помочь им в трудной ситуации послужило мотивацией получить профессию ветеринара. Особенностей масса, пожалуй, как и в любой профессии. Работа с животными — это и бесконечное терпение, сострадание, наблюдательность, умение принимать нестандартные решения, необходимость постоянно заниматься самообразованием, и, конечно же, хорошая физическая подготовка», — рассказала ветеринарный врач отдела экологического просвещения Кавказского заповедника Дарья Чеботарь.
Известный в России ветеринарный врач Михаил Альшинецкий работает с разными дикими животными — от сумчатых до моржей. Но особое место в его жизни занимает деятельность в Центре восстановления леопарда на Кавказе. Доктор лечит, проводит вакцинацию и готовит к выпуску в дикую природу редчайших хищников.
«Работа с леопардами — это сама по себе история, так как это единственный в мире проект по восстановлению такого крупного хищника на такой большой территории. Работа сложная: животные дикие, живут в больших вольерах, и даже простейшие манипуляции требуют анестезии. Были и сложные случаи, и удачи, и неудачи. Но самым запоминающимся было, конечно, рождение первых котят. Как правило, в дикой природе ветеринарный врач не нужен. Наша работа важна и необходима в центрах реинтродукции, реабилитации или приютах. Там уже можно оказать полноценную помощь — обследовать с помощью различных методик, от простого УЗИ до КТ и МРТ», — поделился Михаил Альшинецкий.
В Центральном зубровом питомнике за содержанием и разведением животных отвечает заместитель директора Приокско-Террасного заповедника, ветеринарный врач Андрей Стефунин. За время работы ему приходилось выхаживать двухмесячного зубрёнка, которого забили быки, и помогать телёнку с переломом конечности. Всё лечение прошло успешно.
«Ветеринаром решил стать, потому что жил изначально, как Маугли — в окружении животных в своём посёлке. Много возился с лошадьми. Образование ветеринара подразумевает работу с сельскохозяйственными животными. С зубрами, конечно, сложнее: постоянно советуемся с биологами и зоотехниками. Зубры — животные возбудимые, осторожные и сильные. Тут нужно проявлять смекалку, изворачиваться, чтобы дать антимикробные препараты или снотворное, например. Бывает, и в живот боднут. Сейчас пытаемся внедрять новые для нас методы обездвиживания и электронные метки, чтобы эффективнее идентифицировать животных», — рассказывает заместитель директора по содержанию и разведению зубров Приокско-Террасного заповедника Андрей Стефунин.
На лосиной ферме Печоро-Илычского заповедника работает Светлана Акатьева. Специалист мечтала стать ветеринаром, но по семейным обстоятельствам не смогла доучиться, получила образование зоотехнолога и вот уже 50 лет заботится о сохатых в заповедном уголке республики Коми.
«Лоси привязчивые, но упрямые. Могут и обидеться. В прошлом году выхаживала раненую лосиху, раны чистила, а когда ей стало легче, она начала бить. Запомнила, что я делала ей больно. Разнохарактерные они у нас и непредсказуемые. Я тут уже 50 лет с ними живу и работаю, дети даже упрекают меня в том, что лосям больше внимания уделяю», — рассказывает заведующая Лосиной фермы Печоро-Илычского заповедника Светлана Акатьева.
В Воронежском заповеднике работает доктор биологических наук, главный научный сотрудник и ветеринарный врач Борис Ромашов. Лечить и изучать животных доктор решил благодаря отцу, который трудился в заповеднике.
«О работе ветеринарного врача в Воронежском заповеднике я написал книжку, которая называется «Бобровый доктор». Книжка посвящена моему отцу Виталию Александровичу Ромашову, который отдал служению ветеринарии, отечественной науке и заповеднику свои лучшие и продуктивные годы жизни. И сейчас мы продолжаем его дело», — прокомментировал Борис Ромашов.
Сам Борис Ромашов за время своей работы не раз спасал диких животных — норок, кабанов и бобров, конечно. В Воронежском заповеднике находится питомник речных животных. Большую часть своей карьеры научный сотрудник посвятил изучению болезней и паразитов этих и других зверей.
Автор: Пресс-служба Минприроды России