Заповедник «Центральносибирский»: 30 лет плодотворной работы по сохранению природы края

05.02.2015

Для заповедника «Центральносибирский » 2015 год особенный - юбилейный.

Тридцать лет назад, 9 января 1985года, был основан заповедник.

В связи с этой важной датой газета "Наш Красноярский край" подготовила материал, посвященный истории создания, основным вехам развития заповедника, подведению некоторых итогов многолетней работы по сохранению и приумножению природных богатств нашего края.

Земля первозданная

Фантасты нашего времени неизменно скатываются к «излюбленной» теме – поискам земли с первозданной природой. То в подземелье они находят нетронутые цивилизацией уголки, то высоко в горах. Причем если бы эти писатели побывали в нашем крае, им ничего и выдумывать бы не пришлось. На севере Красноярья на территории Туруханского района и Эвенкии раскинулась удивительная земля с чистейшими реками и богатым животным миром – Центральносибирский заповедник.

Два миллиона под охраной

karta-zapovednika9 января Центральносибирскому заповеднику исполнилось 30 лет. В сложные годы становления советского государства вышло постановление Совета министров РСФСР о создании на севере Красноярского края экологического резервата. Впрочем, в самом Центральносибирском историю заповедника ведут с 1917 года. Тогда появился первый проект географической сети заповедников России (в котором присутствовала и территория Центральной Сибири), разработанный знаменитым ученым, путешественником и натуралистом Семеновым-Тян-Шанским. Именно он впервые назвал заповедным бассейн правобережья Енисея и Подкаменной Тунгуски.

Но это была лишь идея дальновидного ученого. Конкретные предложения по созданию заповедника были сформулированы более 60 лет спустя – в 1980 году. Более пяти лет ушло на обоснования. Пока готовился проект, ученые изучали этнический состав елогуйских и подкаменнотунгусских кетов, селькупов, эвенков, анализировали хозяйственную деятельность охотничьих госпромхозов, занятия местного сельского населения.

Центральносибирский заповедник развернулся на территории Туруханского района и Эвенкии. Сначала его площадь составляла чуть более 972 гектаров, потом достигла 1 019 899 гектаров. Затем заповеднику «отдали» государственный эколого-этнографический заказник федерального значения «Елогуйский» площадью 747,6 тысячи га. Так что сегодня в центре Красноярского края особо охраняется почти два миллиона гектаров. И это один из самых обширных по площади среди всех сухопутных заповедников России.

Чтобы вернуть богатство

Счастливчики, которым удалось здесь побывать, удивляются первозданности местной природы. До ближайшего поселка 100 км, вокруг непроходимая тайга, под дном лодки чистейшие реки, настолько прозрачные, что видна стоящая на дне рыба. Непуганое зверье спокойно выходит к реке на водопой.

Для того и создавался заповедник – сохранить природу среднетаежной Сибири в ее первозданности и неповторимости. Сегодня это ключевой резерват для поддержания численности соболя, лося, северного оленя и ценных видов рыб – тайменя, ленка. А еще недавно все выглядело не столь радужно.

В начале XX века лося в енисейской тайге не было совсем. Ученые-экологи тех лет даже предполагали, что лоси вообще не могут жить в условиях глубокого снежного покрова. Но оказалось – это не так. В глубоком снегу на лосей легче было охотиться. И жители Сибири попросту истребили это животное.

Восстанавливаться численность лосей в тайге начала после Великой Отечественной войны, а в 1960–1970-е годы их вновь начали истреблять – охотились с воздуха с вертолетов. Сибирских лосей впору уже было в Красную книгу заносить, когда в 1980-х годах на них запретили охоту.

Сегодня это, пожалуй, самое распространенное животное в Центральной Сибири. Работники заповедника отмечают: и сами не ожидали, что популяция этого копытного так вырастет. Сегодня лосей можно увидеть свободно разгуливающими по тайге, они целыми семействами выходят к реке напиться. Животные перестали бояться людей.

Соболь и норка – главное богатство нашей тайги. Но и эти ценные зверьки были полностью истреблены в Сибири к началу XX века. Маленький очажок обитания соболя в те времена оставался лишь в верховьях реки Бахты. А норку привозили из других территорий. Сибирскую тайгу осваивала американская норка. Именно она прижилась в Туруханском районе края. Популяция этих зверьков выросла, когда на Севере начало разваливаться промысловое охотничье хозяйство. Но потом о куньих опять вспомнили, в леса пошли браконьеры…

Заповедник вовремя закрыл охоту на территории Туруханского района и Эвенкии. Иначе вновь пришлось бы на сибирскую землю завозить иностранных зверьков. Сегодня куньи активно плодятся в Центральносибирском заповеднике, ведь соболями и норками особенно богата темнохвойная тайга, кедрачи. А именно такой лес и преобладает на его территории.

Чем отзовется пожар

Нынче Центральносибирский заповедник – это научное учреждение. Сюда, в сибирскую тайгу, приезжают ученые из разных стран мира изучать грибы, растения, обитателей рек и лесов. Местные научные сотрудники вот уже несколько лет ведут большую работу по изучению пожаров.

– Пожары были всегда в таежной зоне – еще человек не появился, а они существовали. И очень важно знать последствия возгораний, – говорит научный сотрудник Центральносибирского заповедника Людмила Буряк. – Как чувствует себя древостой после пожара, как возобновляется лес.

Ученые пришли к выводу: именно пожары обеспечивают длительное существование лесов на одних и тех же территориях. Но – пожары природные, порожденные грозами, а не вмешательством человека.

– Не было бы пожаров, у нас леса было бы меньше, – уверена Людмила Викторовна. – Почему пожар приносит пользу? Хвойное насаждение – например, пихта – не пустит под себя другое растение. Кроме мха под ней ничего не растет. И пихта, и мох дают кислый опад. То есть вся органика из этих почв вымывается, сверху остается кварцевый песок. На кислой бедной почве количество древостоев снижается, и со временем она может превратиться в болото. А прошел пожар, зола удобрила почву, снизила кислотность. На этом месте уже вырастет трава, береза. Это почвоулучшающие породы.

С помощью пожара происходит смена пород деревьев. На месте пихты вырастает береза, затем под ней вновь поселяются темнохвойные растения. Происходит своеобразный круговорот растений в природе. Причем все это, считают ученые, идет на пользу тайге. Она таким образом обновляется, молодеет.

Природа избирательна – без вмешательства человека пожары не происходят на одной и той же территории. Например, для светлохвойных растений нормальная периодичность пожаров – каждые 50–60 лет. За эти годы тайга полностью восстановит свои резервы, залечит испепеленные территории. В этом случае и глобальных отрицательных последствий от пожара не наступит, уверены ученые Центральносибирского заповедника.

– Мы работаем и на других территориях России, – рассказывает Людмила Буряк. – В противовес Центральносибирскому заповеднику очень печальные последствия пожаров в Забайкалье, Минусинске, Туве. Там из-за антропогенных пожаров граница леса сдвигается, и скоро место тайги займет степь.

Уже доказано: потепление климата и пожары постепенно гонят лес на север. Какой будет территория Красноярского края в следующем столетии? Останется ли наш регион самым лесным в России? Чтобы ответить на этот вопрос, и проводят свои исследования ученые Центральносибирского заповедника.

заповедник «Центральносибирский»

Только факты

  • Центральносибирский – единственный в России, где на протяжении 60 км заповедны оба берега великой реки;
  • заповедник охраняет более 120 кв. км акватории Енисея, более 12 кв. км акватории Подкаменной Тунгуски, бассейн чистейшей реки Столбовой;
  • сохраняет более 630 видов цветковых растений, 7 видов хвойных, 25 видов папоротников, хвощей и плаунов, более 150 видов мхов, 45 видов млекопитающих, 274 вида птиц, 4 вида амфибий и рептилий, 35 видов рыб, более 700 видов насекомых, более 420 видов пауков;
  • в Красную книгу РФ включены 22 вида растений и животных заповедника: 3 вида растений, 12 видов птиц, 3 вида шмелей, 4 вида бабочек;
  • Центральносибирский включен в международную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО.

Статья взята с сайта газета "Наш Красноярский край"